In.3

Вся жизнь в артбуке

Графи́ческий альбо́м или артбу́к (от англ. artbook) — коллекция изображений и иллюстраций, собранная в виде альбома под одной обложкой.

В другом смысле слово артбук означает книгу, сделанную своими руками и собственноручно проиллюстрированную. Часто даже бумага создается автором артбука. Периодические артбуки называются фэнзины. (Википедия — свободная энциклопедия)

Со мной беседовала на тему артбуков Анна Сучкова или Lumbricus, иллюстратор-фрилансер с десятилетним опытом. Ее работы были в журнале «GQ», «Terra inkognita», «Смысл», создавались специально для 2funky, UnicornStudio, сайта 24open, детской сказки, заставки передач и онлайн-игр, а также служили иллюстрацями к онлайн-статьям, книгам, рекламным роликам и многому другому… и это далеко не полный список.

Сайт: http://lumb.ru/

Расскажите о Вашей деятельности на сегодняшний день (работа, хобби, интересы).

— Я уже несколько лет являюсь фрилансером-иллюстратором. Сейчас сложилось так, что я провела зиму в необычной обстановке — у моря в Севастополе, уехав из Москвы работать над играми для устройств Apple в сотрудничестве с одной украинской фирмой.

В обстановке незнакомого города я стала много рисовать помимо рабочей занятости, чтобы с пользой тратить время, освободившееся от привычных дел. Дома у меня осталось множество арт-материалов: шерсти, тканей, красок, и я потихоньку накупила себе всего уже на новом месте, скучая без возможности схватить всё нужное сразу и начать рисовать или рукодельничать.

Мне нравятся многие творческие занятия, я люблю лепить или делать войлочные игрушки — недавнее увлечение. Видя множество интересных вещей в интернете, придумываю, вдохновляюсь на создание чего-то своего и немедленно хочу это сделать.

В результате снова купила шерсть и иглу и уже думаю, как прикрепить ножки маленькой войлочной коале. Так же, пытаясь брать в пример своих творческих друзей по ЖЖ и пожелав перед новым годом больше рисовать красками «вживую», я наконец добралась до акрила и отдыхаю в обнимку с холстами.

Если выдаётся свободное время, я иду гулять. В тёплом Крыму это делать приятнее, чем в заснеженной Москве. Тут больше солнечных дней даже зимой. Фотографировать тоже люблю и делаю это просто чтобы показать потом друзьям и знакомым то удивительное и красивое, что видела вокруг. В целом получается так, что все мои интересы и хобби крутятся вокруг создания чего-либо. И обычно получается так: рисовала, рисовала по работе и села отдохнуть — порисовать.

Чем для Вас является артбук?

— Давным-давно, когда у меня ещё не было компьютера и интернета, я собирала всевозможные «ценные» клочки бумаги — с собственными зарисовками, вырезками из журналов, фото, чужими рисунки. Какое-то время всё это валялось в виде вороха обрезков в коробках. Потом одна из тетрадей для институтских лекций закончилась, стала не нужна, и я наклеила в неё багаж обрывков. Получился этакий кластер памяти. Все это находилось в одном месте — в распухшей красной тетрадке с разваливающимся от напряжения корешком. Это был мой первый артбук.

И глядя на него, я думаю, что артбуки — это наша универсальная память. Она не прячется в голове за обычными жизненными занятиями, не лежит в забытых фотоальбомах. Она рассыпана в совершенно разных проявлениях на страницах блокнотов и альбомов, любимых и долго находящихся рядом, пока они медленно заполняются. Такую вещь забыть нельзя. Она всегда будет лежать где-то поблизости и то, что ускользает из памяти, останется в ней, если вовремя поймать кусочек событийности и запечатлеть его в рисунке или просто приклеить на скотч.

Чем или кем Вы вдохновлялись, когда только начинали?

— Начинается все с вороха прекрасных, ярких или интересных бумажек, которые попадают в руки при поездках или покупках. Не могу расстаться с красивым ярлычком, когда на него кто-то потратил силу своего воображения. Не могу выкинуть билетик из поездки — вдруг забуду, что я была в этом месте.

К мыслям, как это всё организовать, привели сетевые блоги и сообщества в livejournal. Я долго наблюдала за сообществом art-expiration.livejournal.com и впечатлялась образцами удачных трэвел- и скетчбуков. Дневниковые арт-молескины юзера moleska и майорканский трэвел-бук юзера conjure были идеальными образцами разноплановых артбуков, не ограниченных только рисунками, покрывающими страницы блокнота — они включали в себя всё, что попадало в руки создателей.

Но начала я с создания неких «мемори-бордов». Наверное, это словосочетание значит что-то отличное от того смысла, что я вкладываю, но для меня это были «штуки-для-памяти». Я брала рамку, купленную в Икеа — цветную с пластиковым «стеклом» — и клеила на её подложку всё, что на тот момент было интересного в доме. Многое из этого оказалось клочками конвертов от покупок из интернет-магазинов разных стран, писем с красивыми марками, штемпелями, адресами и билетов куда-либо. Но это были рамочки, и их куда-то пришлось бы вешать. Поэтому я всё-таки решила ограничить порыв пространством маленького молескина.

Сколько у Вас их?

— Теперь несколько. Самый старый — красный, сделанный из студенческой тетради. Ещё был красивый альбом с обложкой из зелёного бархата с кожаной летучей мышью, который мне переплели в мастерской по пошиву кожаной одежды для байкеров. Но они взяли слишком тонкую бумагу — рисовать и клеить оказалось неудобно. Я заполнила всего несколько разворотов рисунками и вырезками.

Потом был арт-дневник моей поездки на Дальний Восток. Это был по сути обычный рукописный дневник с вкраплениями рисунков и всяких путешественнических бумажек и билетов. Я больше месяца была без интернета, две недели провела в поезде, проходящем через всю Россию, и там, на другом краю земли, была в разных местах. Всё это я пыталась записать и разнообразить рисунками, чтобы не забыть — память у меня плоховата, особенно на даты и названия мест.

Я писала, оставляя пустые места под фото на страничках странной «нефтяной» тетрадки и по приезду наклеила распечатанные фотографии на оставленные места. Получился полноценный «бортовой журнал». При желании можно посмотреть его здесь.

И после этого уже недавнее начинание — жизненные зарисовки и памятки в маленьких молескинах, первый из которых начат с поездки в Турцию с друзьями-парапланеристами. Полностью он на сайте.

Второй уже тоже закончился — он более сумбурный, потому что попал на момент переезда из Москвы в Севастополь и похож на сборник вырезок. Он уже отсканирован и лежит здесь.

Сейчас я ровно на половине третьего молескина. Новый получается более артовый — в нем много именно рисунков и даже есть страницы, нарисованные акриловыми красками несмотря на довольно тонкую бумагу. Стараюсь не торопиться заканчивать его. Ещё параллельно есть два просто скетчбука. В них я сейчас рисую различных персонажей и просто все, что приходит в голову. Решила разделить некие рисунки без темы, отстранённые и то, что вписывается в канву арт-дневника. Хотя со стороны наверное не всегда понятно, почему этот рисунок всё-таки в артбуке, а тот — в скетчбуке.

Есть ли какие-то правила, советы ведения артбуков?

— Думаю, в таком деле как артбук или трэвелбук, правило может быть одно: держать его всегда под рукой или держать его всегда в голове, обдумывая очередную страницу.

Из советов приходит в голову следующее — главное помнить о своём артбуке, о его содержимом и нести туда всё то, что очень нравится. Почему-то естественным кажется заполнять артбук чем-то хорошим и радостным, что приносит удовольствие при разглядывании. Мне уже самой интересно взглянуть на страницы даже не так давно сделанного артбука. А через несколько лет будет ещё забавнее.

Ещё — смотреть артбуки других художников. Но смотреть обязательно с целью продолжить заполнять свой, не погружаясь в бесконечное медитативное рассматривание чужих работ. Если «зависнуть», то кто же будет заполнять свой? Так же вполне нормально заимствовать при творческом ступоре решения из нравящихся арт- и скетчбуков. Если нет своих идей вначале, то они появляются на основе попыток взять то красивое и вдохновляющее, что нравится у других.

Есть ли артбуки, которые Вам безумно нравятся?

— Недавно обнаружила, что на Ютьюб разные авторы выкладывают видео «пролистываемых» скетчбуков и нашла проект фирмы Молескин «Detour», где разные художники предоставляют свои молескины, заполненные рисунками, на выставку. Среди остальных интересных образчиков нашлись действительно безумно понравившиеся работы — одного и того же автора — Stefano Faravelli.

Один — Moleskine Stefano Faravelli second notebook @ Detour  и другой — Stefano Faravelli at Detour Exhibition in Paris . Эти трэвэл-арт-буки для меня идеал, образчик вдохновлённого творческого порыва, мастерства, чувства листа и композиции рисунка — того, к чему следует стремиться, возможно.

Так же мне нравятся множественные артбуки художника Mattias Adolfsson — удивительно плодовитого и потому уже очень популярного автора скетчей. У него есть сайт, где он выкладывает кучу рисунков, и канал на Ютьюб, с возможностью «пролистывания» молескинов

Вверх