«Страна Советов»

Питон по причине чужих рассуждений о цене расписал, как он рассчитывает цену работы своей. Я рассчитываю так же. ПОСТ ПИТОНА О РАССЧЁТЕ ЦЕНЫ НА РАБОТУ. Вот я решила выложить свой  талмуд с советами по поводу фриланса. Потому что уже видела и в комментах Питона на мною поднятые темы разговоры. Пожалуйста, кто имеет отношение к фрилансу и художествам-дизайнерствам – прочитайте. Если что – спрашивайте. Или предлагайте и дополняйте:

Зашла я надысь на свой аккаунт на фриланс.ру и вижу надпись “На сайте: 5 лет”. Пять лет я топчусь на этом сервисе – практически с его открытия. Завела аккаунт и год сначала ничего не размещала в портфолио и не проявляла никакой активности. Затем потихоньку начала копошиться. Мне написал один добрый человек сообщение (сам, я не просила), рассказал вкратце, как разместить работы, что надо поактивнее на сайте проявляться, и будут приходить заказы. Я последовала правильным советам.
В том числе покупала платный аккаунт PRO. Это одно из, увы, главных правил на сервисе – платность возносит тебя к первым страницам в рейтингах. Ну реально я уверена, что ленивые или занятые заказчики не сильны шерстить безпревьюшные портфолио на 50-ой странице, выискивая алмаз в куче сора, если есть несколько начальных страниц с весёлыми превьюшками… Это не реклама порочного выбивания денег “по-любому”, это реалии такие.
Ну в общем и целом пишут, пишут иногда мне там про работку, то сё… Меньше, кстати тут же пишут, если акк становится бесплатный – тоесть практически не пишут.

 

akk2

 

На старом принтскрине статистики аккаунта выше видно, как снижается посещаемость, если аккаунт не PRO. Ну что естессно – позиция на странице-списке исполнителей тут же уносит тебя-бесплатного в хреновы дали рейтинга – на первом месте – платники с высокими рейтингами, и только после всех платников – бесплатные аккаунты. Особенно далеко тебя смывает в многонасыщенном разделе “иллюстраторы”.

Ну это так, к слову. И вот, сидя-посиживая на этом сервисе, получая новости о проектах по подписке и озирая портфолио отвечающих на проекты, я пару мыслей зародила. Пару-тройку в пространство… Конечно по специфике моей деятельности я не смотрю ничего кроме раздела “АРТ” и “ДИЗАЙН”, потому и болтологию разводить буду только в этой сфере. И только про сервис фриланс.ру. Ну и чисто вообще по ходу дела еще пара мыслей родилась от общения и переписок с заказчиками. И советы эти –  мой взгляд на процесс взаимодействия “Заказчик-Исполнитель” во фрилансерской деятельности — я щас наложу тут под катом. Не уверена, что это кому-то экстренно нужно… Ну так, пусть будет… Зато я нарисовала двух зверюшек :) тематически-ролевых. Кто дурак, тот обидится. Другие просто посмотрят.

Ну и если охота – добавьте в комментариях от себя ещё советов “в пространство”. А я дополню свой пост именными дополнениями и нарисую вам ситуативного козла или барана к вашему совету. Соберём Страну Советов вместе.

 

К Исполнителю – о портфолио: Выкладывайте в портфолио ТОЛЬКО то, что будете делать по чьему-то заказу. Будете стразики на маечки клеить на заказ? Хотя по-чесноку, сомневаюсь, что на фриланс.ру такие заказы поступят. Поэтому не следует “карму портить” себе и лучше всё это вываливать в профильных сообществах в жж, например, или где угодно. Но если уверены, что сделаете на заказ (выслушаете все чувственные пожелания по стразикам, по колору и футболочке) – кладите работу в портфолио.  А так – сомневаетесь в способности делать логотипы/ фирстили/ персонажей – не кладите. Поразить умениями вряд ли кого-то удастся – заказчики не так смотрят на это, как вы  – совершенно не с той стороны и зачастую оценить даже не могут, а коллегам вообще плевать практически, если вы не супермегамастер и повелитель логотипов (но тогда вы не сомневаетесь в своих умениях).

К Заказчику – об очковтирательстве: Это на самом деле наверное такая наивность и непосредственность, писать в объявлении словосочетания “молодой коллектив”, “начинающая перспективная компания”, “возможности карьерного роста”, “требуются молодые и амбициозные”, “нужны креативные и творческие”, “проект не носит коммерческий характер на данном этапе разработки”, “бюджет маленький, но…”, “ищу человека, амбициозного, готового…”, да? Обычно что получает заказчик (или потенциальный работодатель) в случае реакции на такое объявление? Ну не получает же он реально мега-творческих рукастых вундеркиндов. Обычно получает того, на кого надо потратить силы и время на обучение и не потратить много денег на зарплату. Последний пункт особенно греет, видимо. А чо, молодой может и перетоптаться зарплату получать нормальную. А пока он реально амбициозным станет и свалит, можно ещё одного нанять… Но все эти объявы о “начинающих” и “перспективных” давно протухли. Так писать нельзя – со всеми этими терминами это начинает напоминать идиотскую игру, где вторая сторона делает вид, что он “амбициозный” и пытается надуть из себя креатора и опытного прожжённого работника, а в результате получается пук разной запаховой силы.

К Исполнителю – о превьюхах: Постарайтесь сделать так, чтобы портфолио не выглядело подобным образом в общей ленте исполнителей:

 

ЖЭСТЬ! Листовая.

Взгляните на своё портфолио со стороны.

Надо уметь оценивать где хорошо, а где плохо, если вы напяливаете на себя значок “PRO” на сайте фриланс.ру. Ну что поделать, если вы до сих пор не знаете, как действует на пипл реклама… Но как вы думаете, какого клиента в таком портфолио привлёкут мелкие тонкие козявки на белом фоне?
В принципе — паразитолога. Но они редко картинки заказывают.

Превью работ (я смотрю всё тот же фриланс.ру сейчас и говорю о нём) должно быть с привлекательными яркими образами, улыбающимися лицами, ну красотой какой-нибудь, ну ейбогу. Вы для чего работы сваливаете на фриланс.ру? Место забить? Рукоделие своё там выложить? А. А я думала привлечь заказчика потенциального.

Если вы сами не понимаете, какое превью для работ сделать – спросите же у кого-то, чьи работы вам нравятся, кто у вас вызывает уважение заслуженное. У кого яркое, красивое портфолио с понятными завидными превьюхами, оформленными единообразно и стильно. Хотя если вы осилили это заметить (единообразие, целостность, яркость и позитив), то ваще-то можете уже сами, сделав выводы, сделать себе и оформление портфеля. Не понимаю, как это можно не замечать. Если лень, то это другое дело. Тогда это дело о конкурентоспособности.

К Заказчику – об обещаниях: Не стоит писать в предложении работы “Если нам понравится ваша работа, то мы обещаем долговременное сотрудничество”. Это, знаете, нынче уже прям как-то пошло. И зачастую – враки. Особенно часто такая фраза про долгосрочное сотрудничество сопровождает задание с комментами типа “сделать до завтра, бюджет небольшой”. Не надо соблазнять исполнителя низкооплачиваемой обвальной работой на постоянной основе. Всё равно уйдёт рыба. Пишите честно и обращайтесь просто ещё раз, если вам понравилось сотрудничать с конкретным человеком. Или заключайте контракт. Хватит наивно и уныло врать.

К Исполнителю – о лице и имени: Аватарки, как лицо йузера, тоже имеет некое значение. Раз это сервис направлен на коммерческое общение, то никто по сути из заказчиков не хочет видеть жопу в аватаре. Может быть и уместно было бы, если бы вы были режиссёр порно или порно-художник, да и то лучше представлять свои любимые жопы в портфолио, а не в аватарке. Меленькое личико на аватарке на фоне турецких пляжей тоже не вызывает радости и уважения к профессионализму. Как и неясная казюлинка непонятной этимологии… Аватар должен быть позитивный, яркий, с крупной картинкой и узнаваемым образом – мультяшной мордой животного, улыбающимся персонажем, ярким предметом однозначной простой формы… Если вы иллюстратор, то супер — аватар с вашим лицом в вашем исполнении, или с вашим рисунком.

Я сама, понимаете ли, не против любых аватаров. Вот в жж он может быть какой угодно. Но вы же на работу не ходите в обсморканной майке и трусах? Ну вот и у фрилансера костюм такой рабочий на рабочем сервисе – аватар. Он должен давать представление о вас, как о работнике, а не как о многосторонне развитой личности с маниакально-депрессивным психозом и парочкой фобий.

Так же на “рабочем” сайте имя, а точнее никнейм, надо выбирать с толком. Вызывает смех и недоумение идиотский ник человека, когда общаешься по делам. Не надо какой-нить чуши типа “Бархатная пытка», “ПуГоФФка”, “ПаZиtиффк@”, “Натик”, “Нюсюшка”, “K|ssing Sensations” ну и я думаю мой намёк понятен… Лучше уж имя и фамилия. У меня в аське есть парочка человек, сомнительные никнеймы которых вызывают у меня впечатление, что мои с ними дела не ограничатся рисунками, а так и норовят слиться в виртуальный секс.

К Заказчику – об “умных” и “красивых” словах: Стоит ли изображать из себя доктора наук по физике, пытаясь вворачивать в обычный разговор с НЕдоктором наук, чтобы поразить оппонента, какие-то спецтермины? Ну типа там “дефлаграция”, “адиабатный”, “изогипса”… М? А с доктором наук по физике разговаривая, стоит пользоваться такими словами, если вы менеджер средней руки на мелком сайте? Ну-ка быро мне описали без Викисловаря “ондулятор”! А? Нет? Ну так не пишите иллюстратору/комиксисту/дизайнеру слова, о смысле которых вы не имеете представления, пожалуйста. Не надо пользоваться оборотами “поиграть шрифтами/цветами”, “рисовка”… Не пытайтесь объяснить, какой должен получится результат, словами (слова реальные, взяты из личных переписок с менеджерами) “должно быть красиво”, “как-то рисовано”, “примените комиксный плагин”, “должно быть как-то более нарисованнее”, “сделайте декоративно”, “более другого цвета”, “примените рисованный эффект”, “сделайте иллюстрированное качество”НЕ НАДО ТАК ГОВОРИТЬ. Представляйте сразу, как на вас посмотрит доктор наук по физике, если вы скажете “этот рисунок какой-то несовременный, он какой-то временноподобный”. Доктор наук вас ударит пОртфелем.

К Исполнителю – о подробностях: Вы делаете рисунок/раскадровку и у вас есть проблемы с кадрами, неясности, неточности и просто тупые уродские  “огурцы” от сценариста, которые невозможно понять. Вы не должны звонить клиенту и пытаться на словах у него всё выведать. И не должны рисовать, не понимая смысла того, что вы рисуете. Очень-очень важно – утвердить эскиз и получить его одобрение!

Вы должны собрать, например, ту же раскадровку в один лист, подписать все кадры текстом из брифа и красным шрифтом написать свои претензии на рисунке прямо сбоку где-нибудь (на что вам Фотошоп). Так же продублировать неясные моменты в тексте письма. Затем послать письмо и позвонить, предупредив, что есть неясности и послано письмо для разъяснения.

Ко всем – про общение по телефону: Многие исполнители, а именно люди, которые делают что-то РУКАМИ и головой, а не только языком, требуют, чтобы общение проходило в письменном виде. И они прекрасно знают, почему это так. Для того, чтобы дать окончательный ответ при предложении работы (отрисовки, раскадровки, иллюстрации), надо увидеть все пожелания и условия заказчика – описание заказа, сроки и тп, примеры-референсы, потом прикинуть свои условия – занятость, необходимое время на выполнение – всё это надо ОБДУМАТЬ.

Звонок справедлив только первоначальный, с вопросом “интересует ли вас работа и можете сейчас принять письмо с описанием”. Соответственно исполнитель, если имеет время, должен предложить прислать письмо! А не выслушивать поток сознания по мобиле. По телефону сложно воспринять зачастую весь объем и невозможно понять на пальцах объяснение “как надо” без примеров стилистики или детализации. Однажды мне звонил человек и пытался объяснить по телефону, какой он рисунок хочет. Это был полный бред и то, что он потом прислал по моему настоянию в почту, ничем не напоминало описание.

В дальнейшем правки и уточнения тоже необходимы по почте в письмах! Для обеих сторон необходимы, если этого не понимает заказчик. Иногда исполнитель лажает и забывает что-то, даже написанное. Попенять ему несложно. Зато у меня лично были такие случаи, когда заказчик нёс такую херню, что глядя в старые письма даже было сложно представить, что он это СЕРЬЁЗНО. То есть расхождение с написанным даже уже текстом имело место быть! Что говорить о недоказуемом невоспроизводимом мямленье по телефону…

К Заказчику – о телефонных звонках: Если вы получили от исполнителя эскиз, например раскадровки, не надо звонить и пытаться объяснять на пальцах (которые никто не увидит по телефону), что не так на эскизе.

Надо сесть покрепче, написать все претензии по кадрам, послать письмо и позвонить только тогда и сказать, что есть неточности, которые описаны в письме, которое отправлено на почту только что и ответ на которое очень ожидаем в ближайшее время.

Написать очень важно – всё, что вам нужно, будет зафиксировано буквами в документе, и можно будет предъявить исполнителю, что он чего-то указанного не сделал. А звонить, не послав письменного варианта, без толку, т.к. исполнитель мог отойти в туалет/магазин/кухню и вообще от компьютера, не может сейчас же открыть файл, чтобы следить за вашим потоком сознания, плюс конспектировать в ритме румбы то, что вы говорите, и вы зря потратите время и деньги на ещё один звонок.

К Исполнителю – о письмах: Исполнитель также должен подписываться полностью в своих письмах. И гугл-мэйл и ЗеБат позволяет сделать к письму подпись, которая прилепляется к каждой корреспонденции сама.

У меня там всегда стоит “С уважением, Анна Lumbricus Сучкова” и далее моя рабочая специализация, адреса моих доступных портфолио, мой телефон и номер icq. Так быстрее дорога ко мне в случае аврала или в случае, если довольный клиент хочет передать мой номер мобилы своему знакомому. “Ближе мысли! Ближе мысли!” Не хотите говорить по телефону – скажите об этом во время того, как позвонят и переведите разговор в русло писем. Но телефон дайте в подписи.

Ну и просто к вопросу об уважении и вежливости – чего б не подписаться. Только когда нах шлёте в результате долгого спора и ругани, уберите “добрый день” и “с уважением”. Не смотрится. Мне недавно прислали такое. Чувак и так мудень, а ещё и письмо с поносом (кстати пришедшее в час ночи) начиналось с “Добрый день”. Ну полный мудень.

К Заказчику – о вежливости: Поддерживайте минимальную сетевую вежливость, пожалуйста. Письма по электронной почте, это обычные такие письма, только доходящие за секунды. Поэтому как в любом письме, следует в них писать “Здравствуйте” (без выпендра типа “Доброе время суток» – не надо, уже не модно, вернитесь к классике) и “С уважением, Такойтович”. Крайне полезно делать так, как делают в продакшнах и фирмах разных солиднее шарашкиной конторы – подписываться Имя, Фамилиё, должность, название фирмы, телефон фирмы, адрес фирмы, телефон мобильный-деловой. Если вы частный заказчик, то тоже самое без названия и атрибутов фирмы. Телефон это очень важно, он реально нужен.

Так же следует отвечать на письма от Исполнителя. Всегда в общем-то, кроме некоторых узких случаев, когда вас, например, послали нах. Исполнитель, которому вы задаёте вопрос о возможном сотрудничестве, поверьте мне, ЖДЁТ вашего ответа. Какое-то время уж точно. А потом плюёт на вас и поносит вас ещё какое-то время нехорошими словами. Вам приятно, когда на вас плюют? Думаю нет (кроме порнографических случаев). Ну так не плюйте сами. Получили письмо с примерами работ и ценой – ответьте в случае несогласия “Спасибо. У вас хорошее портфолио. Но нам не подходит цена/срок/стиль работ. Мы обратимся в другой раз.” Вежливость, граждане, вежливость. И так лучи поноса трассируют мимо.

Ко всем – о панибратстве: Люди предпочитают разные стили общения. Кого-то парит, если его в 40 лет называют на “вы”. Кто-то мечтает в 20 об этом. Кто-то стремится сразу общаться (без вопросов “удобно ли это”) на “ты”. И все вкладывают свои смыслы в обращение к человеку. Кто-то хочет укоротить дистанцию с тем, с кем придётся общаться долго. Кто-то хочет дистанцироваться наоборот – не иметь близких контактов с тем, кто даёт работу. У всех и каждого – своё в голове. Лично я предпочитаю показывать тем, с кем работаю, что я им НЕ ДРУГ ни разу. И общаться “тыканьем” не желаю.  Все получают обращение на “вы”. И вопросы “можно мы будем на ты” меня смущают. Можно конечно, чё ж нельзя то… Но я не желаю этого. Мне лучше так – я делаю, вы принимаете и даёте бабло. Всё. “Вы”, “ты” – делу никак не помогает и не мешает. Я жалею, что у нас, не как в инглише, где thou отмерло сто лет назад.

Исполнители, дорогие, я лично считаю — лучше не “дружить” с клиентами (за редкими исключениями). Это усложняет некоторые моменты именно рабочие, денежные вопросы, вопросы доделок “за так” и прочие моменты, когда вы тратите нервы и теряете время. А для друзей (и родственников) ваще лучше не делать ничего за деньги. За некий бартер полюбовный… За взаимный интерес участия в проекте…Это скользкая и, если покопаться, неприятная тема. Неприятна именно обидами с двух сторон, недополучением чего-то и проч.

К Заказчику – о денежных вопросах: Заказчики, уважаемые. не играйтесь в свои унылые игры, когда речь идёт о деньгах. Если вы ведёте переписку с Исполнителем, то у вас двоих всё есть в почтовом ящике на почтовом сервере. Если у вас письма удаляются с сервера при переносе их оттуда на комп в какой-нить “Зе бат”, то вы, простите, ЛОХ. Потому, что система на компе-ноуте имеет свойство делать муэртэ периодически! И не оставленные контакты, письма, адреса на гмэйле, фирменном серваке и тп только показатель недальномыслия. Так же можно делать файлы с учётом дел и хранить онлайн запаролено — если комп полетит как фанера, то можно восстановить скачав. К чему я про почту-то? Да к тому, что НЕ НАДО писать после того, как Исполнитель сдал вам работу, письма с фразой “ну так сколько я вам должен?” Вы что, реально не помните? Ну так откройте почту и посмотрите! Ведь по-нормальному все в начале договариваются о цене! Если я не помню, я открою и посмотрю. Зачем же так явно проявлять 1) неуважение в нежелании потратить толику времени, 2) хитрые свои замуты “а вдруг назовёт меньше денег”, 3) или уж непрофессиональную амнезию.

К Исполнителю – о ведении дел: Как уже там заказчики свои дела учитывают – я не знаю. Зато знаю, как надо учитывать свои делишки в сколь-нибудь уместном для работы виде. Это как раз в продолжении абзаца про то, что Заказчик играется в “забывчивого оленёнка”. Главное оружие фрилансера – чёткое планирование и УЧЁТ. У вас должен быть какой-то файл для учёта работ – сделанных, текущих, планируемых.

Вот такой есть у меня файл – таблица в долбанном Экселе. Тут всё наглядно понятно. Дата поступления заказа (крупненько), можно добавить дату начала работы (если есть расхождения с датой приёма заказа), контакты заказчика полностью и побольше (я разнесла контакты и название чтобы проще искать было), описание задания (а чё, лучше подробнее – окошко в настройках можно свернуть, чтоб не ресайзилось), дальше неподписанная колоночка – количество выполняемой работы (5 листов, 30 кадров, 150 иконок), срок дедлайна (ну естессно назначается в начале) и деньги, которые ожидаются за эту работу  — КРАСЕНЬКО и крупненько и тоже в начале работы. При сдаче работы отмечается сданная работа бледно серым и подписывается под баблом дата получения и способ выплаты (карта, нал и тп). Такие дела. Так у меня. Чтобы Заказчик не изволил шутковать с “забывчивостью”. Оч рекомендую намутить подобное, у кого ещё нет такой системы. Ваш Кэп.

______________________________________________________________________________________________________________________

И напоследок напетросяню вам тут:

Пожелания к макетам
Излагайте помутнее,
Никогда не признавайтесь,
Надо что на самом деле.

Изменения вносите
Каждый раз как можно меньше,
Не заметив остальное,
Будет завтра чем заняться.

А когда на утвержденье
Вам макеты присылают,
Не сверяйте вы штрих-коды,
Даже тексты не читайте,

Все подписывайте сходу,
Чтобы менять еще раз десять,
Почему б не поработать
В скучный вечер воскресенья.

И когда уже в печати
Вам дадут тираж готовый,
Вы скажите: – Это что блять??
не заметили, исправьте!

From

Пс: Козёл и Баран это иносказательный взаимный взгляд. Исполнителю “неидеальный” или плохой Заказчик кажется “козлом” нудным и противным. А Заказчику кажется что Исполнитель – послушный и иногда туповатый “баран”, которым надо помыкать и везде лезть с руководством в процесс работы. Такая вот у меня басня вышла. Если вы не согласны – рисуйте своих персов. Тут как в анекдоте – если выйти и крикнуть на улице “эй, баран!” то обернётся пол-улицы. Кем себя считаешь, на того и отзовёшься :) Так чта я персонально никого не обижала. При том, что я с чьей-то стороны тоже “баран” и думаю, что это его кого-то проблемы :)

 

  • avatar
    #1 написал Darku Повелительница-Зайцев 5 лет назад

    Спасибо вам огромное за полезные советы, за проделанную работу и остроумные картинки))

    • avatar
      #2 написал lumbricus 5 лет назад

      спасибо что написали. хорошо, если пригодятся советы.

  • avatar
    #3 написал Алексей 4 лет назад

    По сути-прописные истины.Но познаётся это,к сожалению,только на СОБСТВЕННОМ опыте.

    • avatar
      #4 написал lumbricus 4 лет назад

      я написала это потому, что мне в свое время такие советы помогли.
      Обычный человек учится на своем опыте. А умный — на чужом.

  • avatar
    #5 написал Anna Nerbi 4 лет назад

    Спасибо за полезную и нужную информацию! Действительно, прописные истины, но часто спускаемые на тормозах, от чего возникают проблемы. Спасибо!

  • Комментарии закрыты
  • RSS-лента комментариев этой записи
Вверх