In.12

Интервью в “Березниковский рабочий” №153 17 октября 2014 г.


Анна Lumbricus Сучкова – художник, который рисует истории

С Анной Сучковой или Люмбрикус (под таким ником художницу знают в сети) мы познакомились в интернете лет восемь назад – я уже давно млел от ее рисунков и однажды таки набрался наглости и начал разговор. Это привело если не к дружбе (для этого мы все-таки слишком редко видимся), то уж точно к теплому приятельству, равно как и с ее мужем, художником Сергеем Христенко, так же известного как Питон.

Аня а «купила» меня, как и большинство своих фанатов легким, но в то же время довольно качественным рисунком, хорошим чувством юмора и крайне разносторонними интересами: помимо рисования она замечательно фотографирует, любит путешествия и публикует подробные отчеты о своих удивительных вояжах в своем интернет-дневнике, пишет кино-обзоры, дает массу полезных ссылок…

Но большинство знают Люмбрикус прежде всего, как комиксиста: Аня – автор первых отечественных комиксов, посвященных готам, а стрипы (короткие рисованные истории) из серии «RealLife» («Реальная жизнь») регулярно появляются на портале «Авторский комикс». «RealLife» родились из реальных разговоров и реальных случаев, так что не удивительно, что основные действующие лица там – сама Люмбрикус, Питон, волшебная собака Готик, а также друзья и знакомые. Еще есть победы в международном фестивале рисованных историй КомМиссия, и целых пять книг, одна из которых натурально взорвала всю неравнодушную общественность – «Приключение какашки». На случай, если среди наших читателей есть поборники общественной морали, сообщаю: данная книжка, хоть и стилизованна под детское издание, не про и не для детей, а довольно остроумная притча о современной действительности и масс-медиа.

- Помнишь, какими были первые комиксы, которые ты увидела?

- Самые первые комиксы для меня, насколько я помню, были в «Весёлых картинках»: Самоделкин, Карандаш и какая-то беготня с олимпийским мишкой. Но вот действительно огромная часть мира моего детства – большая книга Эффеля. В ней было множество картинок, которые в детстве могли «выключить» меня из реальности часа на 4 или больше: книжку мне давали, когда приходили гости и я тут же прекращало существовать. Повзрослев немного, я переводила оттуда животных на бумагу и играла вырезанными из бумаги персонажами его рисунков и комиксов.

Позже, уже во время учебы в художественной школе, попался французский комикс «Эпокси»: эдакие невероятные приключения девушки в Древней Греции – с героями мифов, богами и прочими персонажами. Его публиковали в журнале «Студенческий меридиан». Я, правда, видела всего несколько номеров.

- Да, у большинства из нашего поколения был примерно один «комикс-набор»: Бидструп, Эффель. А когда у тебя появились свои собственные истории в картинках?

- Самый-самый мой первый комикс я нарисовала чуть не в 5 лет, наверное — это была «История про день собачки и лошадки». Вполне настоящий комикс, без текста, но там и так все было понятно. Попозже появилась еще одна рисованная история – эдакая смесь фильмов «Звездных войн» и «Последний звёздный боец» нарисованная карандашом в тетрадке в клеточку. А уж совсем «настоящие комиксы» я стала рисовать, когда училась в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). Первый же комикс, «покрашенный» на компьютере — история про мрачную девочку, пугающую любовников на кладбище. Причем, это был готичный комикс, созданный задолго до знакомства с готами. А комиксы же о «приключениях русских готиков» мы придумали с приятелем. Я ему показала свои какие-то картинки, а он сказал: «А прикольно было б нарисовать комиксы про реальных готов, только гипертрофированно выглядящих, и поиздеваться над всеми!». Ну я и нарисовала.

kiska-loshadka_small_thumb  BAD_thumb

- Не было чувства некоторого диссонанса – вполне серьезный художник и вдруг комиксы рисует? Ведь многие считают их, мягко говоря, не серьезными…

- До сих пор сложившийся стереотип «комиксы — тупые картинки для дошкольников и умственно отсталых» играет плохую службу рисованным историям. Что, кстати, странно, ведь сегодня существует возможность ознакомиться с огромным количеством самых разнообразных комиксов – от культовых графических романов до сборников стрипов: они продаются, выкладываются в интернете… Было бы желание — можно легко познакомиться с работами зарубежных и наших авторов. Но часть граждан продолжают упорно держаться за устоявшееся мнение по принципу «не читал, но осуждаю». В этом, очевидно, и кроется разгадка, почему комикс и не приобрёл у нас такого же статуса, как во всем остальном мире. Поэтому я считаю, что именно в нашей стране комиксы надо стараться делать как можно лучше. И именно поэтому я ненавижу нарисованные «левыми руками» веб-стрипы, сделанные из человечков-огурцов ради одной фразы. Я считаю, что в комиксе ВСЁ должно быть гармонично. Текст и сценарий должны соответствовать рисунку, пусть даже это и коротенькая история на три кадра.

- Трудно ли быть одновременно и художником и автором?

- Мне – нет. Я еще довольно маленькой уже писала какие-то рассказики, так что мне не сложно написать какую-то историю, равно как и нарисовать ее. Причем я не слишком придерживаюсь каких-то комикс-канонов, так что назвать классическим комиксистом меня все-таки нельзя. Мне интересны неординарные решения. Есть, например, такая книжка «Хранитель времени» Брайана Селзника — такой удивительный симбионт художественной и буквенной составляющей и книги: текст перемежается картинками. Не иллюстрациями, а именно графическим продолжением книги. То есть это и не комикс в стандартном понимании и не обычная книжка с картинками. Очень классная и необычная идея, хочу попробовать сделать свою книжку в таком стиле.

- Кстати, о книжках. Я знаю, что ты сейчас заканчиваешь большую комикс-историю, да и стрипов «RealLife» уже вполне набралось на пухлый том. Как насчет публикации не в интернете, а на бумаге?

- Пока перспективы туманны. Дело в том, что у нас авторы несколько странно издаются: нередко все решает не талант, а связи. Либо – за свой счет на свой страх и риск. Такая вот простая схема бизнеса. Большинство издателей предпочитают закупить по франшизе какую-нибудь историю двадцатилетней давности и начать ее торговать, напирая на то, что это — «культовая сага», «классика жанра» и так далее. То есть — просто боятся рисковать и потому редко смотрят в сторону отечественных авторов. Правда, существует еще один вариант – собрать «с миру по нитке». В интернете есть несколько площадок, где любой желающий может объявить сбор на свой проект: хоть книжку выпустить, хоть кино снять – что угодно. Объявляется суммы взносов, за которые жертвователи получают различные сувениры и бонусы – автографы, сувениры, возможность пообщаться с авторами и прочее. Не так давно один наш приятель – известный художник и комиксист — поступил таким образом, причем объявил сбор на русскоязычной и иностранной площадках. Результат был интересным: иностранцы с радостью слали деньги на альбом с яркими и классными картинками, тогда как соотечественники… ничего не дали. В принципе, вроде все кончилось хорошо — художник таки выпустил свой альбом, все ок, вот только теперь он еще тратит кучу денег, отправляя за рубеж посылки со своей книжкой…

 

- Не хочется заканчивать интервью на такой печальной ноте, так что давай о приятном: я знаю, что скоро стартует твой мастер-класс «Весь мир в арт-буке»?

- Да, он будет проходить в Российской государственной библиотеке для молодёжи, в Москве. Такой цикл из 12 встреч, на которых я буду учить всех желающих, как создавать арт-буки или визуальные дневники. Это удивительные книжечки, которые можно создавать самому, создавая такие визуальные закладки-памятки о каких-то событиях или путешествиях. Вопреки мнениям многих, для того, чтобы вести такие дневники, вовсе не обязательно быть крутым рисовальщиком – записи можно вести, создавая коллажи, вклеивая всякие мелочи и еще много чего другого. Такие арт-дневники куда интереснее, чем банальный альбом с фотографиями из серии «я на фоне…». Те, кто интересуется, как может выглядеть такое творчество, могут посмотреть примеры на моем сайте lumb.ru – я там выложила 12 своих арт-буков. Смотрите, придумывайте и создавайте своё!

Беседовал Анастас Машковцев,
Фото из архива А. Сучковой.


Страница издания:

RL-lum-2014_thumb[1]

Вверх