Альманах

Аль’манах и Люди Мёртвой рыбы: история 2003-2009

Декабрьским промозглым днём далёкого 2005 года в литературном кафе ЦДХ, где в то время проходила выставка Нон/Фикшн, собрались художники-комиксисты, принявшие участие в создании «Аль’Манаха Людей Мёртвой Рыбы».

Высокие пятиметровые стены кафе были сплошь оклеены огромными комиксами — страницами из Аль’манаха. Художники расхаживали исключительно в чёрных и белых одеждах — это было концептуально, поскольку и «Аль’манах» с этого выпуска стал монохромным (за исключением обложки). Из-под потолка свешивались чёрные абажуры ламп, напоминающие остроконечные шляпы-колпаки волшебников. И безусловным смысловым центром всего этого дела был здоровенный безумный кролик бандитского вида, в пальто и с револьвером. «Сэр! купите комикс, сэр!» — произносил он, угрожающе подмигивая. Именно так проходила презентация уже третьего по счету «Аль’Манаха».

Но надо бы рассказать всё по порядку. Кто такие «Люди Мёртвой Рыбы», и что это за «Аль’Манах» такой?

В начале двухтысячных годов несколько художников, избравших своим главным средством выражения комиксы, решили объединиться. Им понравилось, как выглядит надпись comix, случайно получившаяся в виде рыбьего скелетика, и они решили называться «Людьми Мёртвой Рыбы» (или иначе «ЛМР»).

Первыми Людьми Мёртвой Рыбы назвались Хихус, Богдан, Даниил Кузьмичёв, Алексей «Алекс Xatchett» Баранов, Алим «Alimus» Велитов, Штурман, Константин Комардин. Чуть позднее к ним присоединились Андрей «Дрю» Ткаленко, Анна «Люмбрикус» Сучкова, Сергей «Питон» Христенко, а затем и Аскольд Акишин.

«Аль’Манах» зародился в 2003 году, весной, прямо перед вторым фестивалем «КомМиссия». Художники решили, что пора бы уже начать печатать все те истории, которых у каждого накопилось немало. И дружно скинулись на услуги типографии. Несколько бессонных ночей вёрстки с дизайнером Рыжей (Юлей Любимовой) — и первый сборник явился на свет. Он выглядел как маленькая цветная книжечка, на обложке которой смешные человечки (кто с автоматом, кто с дубиной, а кто и на космическом байке) заглядывали в пропасть. Каждый из художников получил в своё распоряжение по 6 полос, на которых мог размещать всё, что душе угодно. Добрые фэнтезийные картинки Штурмана, брутально-гламурный киберпанк Комардина, философские комиксы-притчи Алимуса, хулиганские «Люди Четверга» Дани Кузьмичёва, безбашенные постмодернистские сказки Хихуса, красивая евроманга Хатчетта «Наемники», манга за авторством Богдана… Называлось всё это «Аль’Манах: Волшебные комиксы».

Второй выпуск, «Племя Мёртвой рыбы», вышел уже в 2005 году, и список его участников значительно разросся. Холодную фиолетово-синюю обложку нарисовала Люмбрикус; на форзаце журнала бороздила глубины океана огромная фантастическая субмарина. Художники, её пассажиры, больше похожие на игрушечные фигурки, печально глядели на зрителя сквозь большие стеклянные иллюминаторы.

prizentazia_06

 280505-041

«В дегустационную программу Аль’Манаха вошли самые лакомые куски из обильных авторских закромов. Маловато, конечно, чтобы наесться от пуза, но достаточно, чтобы оценить мастерство шеф-повара», — говорилось в предисловии. И впрямь, было что оценить: Комардин опубликовал в этом выпуске 16-страничный «Фронтир» — милитаристскую фантазию на тему того, как бы воевали современные солдаты, если б не был изобретен порох; Питон познакомил читателя с «Анатомиксом»; Алимус порадовал многообещающим четырехстраничным прологом к «Кроссбергу» и первой историей про русского «Суперваленка»; Люмбрикус опубликовала ставшую культовой историю про свою собачку — «Готик и путешествие в загробный мир».

Любопытным экспериментом в финале стало то, что художники нарисовали фан-арт друг для друга — небольшие картинки, в которых попробовали вжиться в чужой мир или спародировать его стилистику.

Выход третьего выпуска в конце 2005 года стал знаменательным: это оказался самый толстый «Аль’Манах», ставший, к тому же, концептуально чёрно-белым. В этом сборнике начал публиковаться мегапроект Андрея «Дрю» Ткаленко и Лены Воронович «Стерва: Прах к праху». То был полноценный графический роман, мрачная постапокалиптическая вариация на тему «Сталкера». Впоследствии этот комикс завоевал на фестивале «КомМиссия» приз «Народная любофф» и был издан в Польше, а затем и у нас — совместными усилиями питерских издательств «Бумкнига» и «Комильфо».

DSCN6922

Костя Комардин опубликовал гениальную «Механику чувств» — историю без слов о современных взаимоотношениях полов и о том, что современные люди предпочитают удовлетворять свои страсти при помощи механизмов, нежели посредством живого общения.

Здесь же опубликован комикс Липатова «Сталин против Гитлера». История о Сталине и Гитлере, в образах фентезиных сверхмагов сошедшихся друг с другом в грозном поединке, очень порадовала зрителей своей энергичностью и юмором. Также к созданию этого сборника в студии присоединился и гигант отечественного комикса Аскольд Акишин. Здесь начал публиковаться один из постоянных сериалов Хатчетта и Богдана «Скунс и Оцелот». А внушительная обложка была нарисована самим Отто Шмидтом!

Много-много чего ещё было в этом замечательном сборнике. Ощущалось, что «Аль’Манах» встал на прочные рельсы.

С пятого выпуска был запущен постоянный сериал «Авоткомубреда» Владимира Племяша, известного ныне аниматора, одного из авторов мистера Фримена и мультсериала «Куми-Куми». Он же, кстати, нарисовал потом обложку для шестого выпуска — причудливого гнома в шляпе и с трубкой, восседающего на старой рыбе.

IMG_2007

Последний, седьмой выпуск, вышедший в 2009 году, стал международным. Обложку нарисовал мексиканский художник Patricio Betteo. В этом номере читателя ожидало долгожданное завершение «Стервы», волшебный мир Павла Чеха в комиксе «Друзья» (история о том, как ангел и черт тайно проникли за райскую ограду, и мирно отдыхают под яблоней от человеческой суеты). В этом же выпуске в комиксах Дмитрия Купреенко крокодил Гена кошмарил веселый городок, а Костя Комардин опубликовал мистический детектив «Четыре трупа» — совместную история с польским сценаристом. И это отнюдь не всё, что там было!

Семь — магическое число. И, к сожалению, на седьмом выпуске история «Аль’Манаха» внезапно обрывается… Жаль, конечно, что «Аль’Манах» прекратил свое существование. Зато теперь всю подборку его выпусков можно почитать в Зале комиксов РГБМ — и составить некое представление о том, что происходило в мире русских комиксов в период с 2003 по 2009 год.

Алим Велитов

Вверх